Положение о комплексе «ШКОЛА – МУЗЕЙ»
- ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- Комплекс «Школа-музей» (далее – комплекс) – обобщающее название музеев, галерей, краеведческих уголков и мемориальных досок, памятника И.Н. Ульянова и М.А. Бланк и самого здания, являющихся структурными подразделениями образовательного учреждения Российской Федерации независимо от формы их собственности и действующего на основании Законы Российской Федерации «Об образовании», а в части учёта и хранения фондов – Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».
- Комплекс организуется в целях воспитания, обучения, развития, социализации обучающихися и изучения истории образовательного учреждения.
- Профиль и функции комплекса определяются задачами образовательного учреждения
- В комплекс входят:
- Музей истории гимназии.
- Музей образовательной деятельности гимназии.
- Музей истории книги.
- Памятник И.Н. Ульянову и М.А. Бланк.
- Домовый храм.
- Портретная галерея выдающихся выпускников и преподавателей гимназии.
- Фотогалерея почётных гостей гимназии.
- Фотогалерея лучших спортсменов гимназии.
- Фотогалерея выпускников гимназии.
- Летописи:
- гимназии,
- классов,
- мероприятий,
- награды школы,
- награждения,
- ученик года.
- Краеведческие уголки:
- преподаватели – защитники Родины,
- выпускники – защитники Родины,
- выпускники гимназии (её работники),
- попечители и благотворители гимназии,
- Р.Г. Берсенев – герой России, выпускник гимназии,
- краеведы – выпускники и педагоги гимназии,
- они посвятили себя медицине,
- педагогические созвездия гимназии и города,
- И.Н. Ульянов,
- деятели науки – выпускники гимназии,
- литературное созвездие,
- неистовый Виссарион – выпускник гимназии,
- история детского движения,
- портретная галерея знаменитых хореографов и танцоров,
- известные артисты, музыканты, художники – выпускники гимназии,
- возрождение традиций: переплётное дело,
- госпиталь 16/48,
- знаменитые спортсмены – выпускники гимназии.
- Памятные доски:
- Галерея руководителей гимназии с 1786 года,
- Галерея выпускников-медалистов с 1832 года,
- Мемориальная доска Берсенева Р.Г. 2000 г.,
- Мемориальная доска Белинского В.Г. 1911г.,
- Мемориальная доска Ульянова И.Н. 1970 г.,
- Мемориальная доска о памятнике истории и культуры начала 19 века федерального значения,
- Мемориальная доска «Этапы большого пути» 2000 г.
- Межрегиональный сетевой проект (Москва, Санкт-Петербург, Тамбов, Саранск, Пенза) «Нас объединяет имя» (2009 -2010 г.г.).
- Региональный проект «Именные школы» (1999 г.).
- Пензенский государственный архив с 19 века по настоящее время.
- Гимназический архив 1950 г.
- Издательская деятельность 1970 г.
- Сувенирная продукция 2000 г.
- ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
- Профиль музеев – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.
- Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.
- Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.
- Комплектование музейных фондов – деятельность музея по выявлению, сбору, учёту и описанию музейных предметов.
- Книга поступлений – основной документ учёта музейных предметов.
- Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).
- ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПЛЕКСА
- Организация музеев в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой работы обучающихся и педагогов. Создаются музеи по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.
- Учредителем комплекса является образовательное учреждение, в котором он организуется и попечительский совет комплекса. Учредительным документом является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится комплекс.
- Деятельность комплекса регламентируется уставом (положением), утверждаемым учредителем и попечительским советом комплекса. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения.
- Обязательные условия для создания школьного музея:
- музейный актив из числа обучающихся и педагогов,
- собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы,
- помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов,
- музейная экспозиция,
- устав (положение) комплекса, утвержденный руководителем образовательного учреждения и согласованный с попечительским советом.
- Учёт и регистрация музеев осуществляются в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.
- ФУНКЦИИ КОМПЛЕКСА
- Основными функциями музея являются:
- документирование природы, истории и культуры родного края,
- осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся,
- организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом,
- развитие детского самоуправления.
- Основными функциями музея являются:
- УЧЁТ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОХРАННОСТИ ФОНДОВ КОМПЛЕКСА
- Учёт музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
- учёт музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея,
- учёт научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учёта научно-вспомогательного фонда.
- Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.
- Ответственность за сохранность фондов комплекса несёт руководитель образовательного учреждения.
- Для сохранности фондов комплекса создаётся архив.
- Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.
- Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
- Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена комплексом, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.
- Учёт музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
- РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ КОМПЛЕКСА
- Общее руководство деятельностью комплекса осуществляет руководитель образовательного учреждения.
- Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по образовательному учреждению.
- Текущую работу комплекса осуществляет его совет.
- В целях оказания помощи комплексу может быть организован совет содействия или попечительский совет.
- РЕОРГАНИЗАЦИЯ (ЛИКВИДАЦИЯ) КОМПЛЕКСА
Вопрос о реорганизации (ликвидации) комплекса, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.